Игры на развитие творческого мышления


Для развития творческих способностей необходимы следующие условия:

1. Комфортная психологическая обстановка в семье, отсутствие неврозов у ребенка
2. Свобода самовыражения, свобода выбора деятельности, способа ее осуществления, свобода в чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и пр.
3. Необходимость максимального напряжения сил, добираться до «потолка» своих возможностей, отсутствие готового решения в виде подсказки родителей, предоставление самостоятельности
4. Интеллект, запас знаний, словарный запас
5. Наличие творческого уголка и необходимых материалов
6. Хорошо развитие воображение и творческое мышление
            7. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
            8.  Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
            9. Поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
           10. Творческий педагог, взрослый.

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектично­сти и сис­темности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышле­ние гибким, оригинальным и продуктивным.

Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.
Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.
Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро из­влекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приоб­ретается дошкольниками в ролевой игре. Так же существуют специаль­ные игры, способствующие развитию этого качества.
Часто открытия рождаются при соединении казалось бы несоединимого. Например, долгое время казались невозможными полёты на летательных аппа­ра­тах, которые тяжелее воздуха. Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.

Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоре­чия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать про­блемы.
Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышле­ния. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалек­тического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В част­ности анализ трудов Выгодского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.
Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:
1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении;
2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия;
3. Формирование умения разрешать противоречия;
И еще одно качество, формирующее творческое мышление - это систем­ность.

Системность – это способность видеть предмет или явление как целост­ную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многооб­разии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явле­ниях и законах развития.
Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с дру­гими системами. Системное мышление познает закономерности при разви­тии сис­темы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к бу­дущему.
Системность мышления развивается корректным анализом систем и спе­циальными уп­ражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:
1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему разви­вающеюся во времени; 2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что лю­бой предмет многофункционален.

Игры на развитие ассоциативности мышления
Игра "Что на что похоже "
3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры догова­риваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и веду­щий на­чинает: "То, что я загадал похоже на ..." и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. Отгадав­ший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий пред­мет для ассоциации.
"Сюрреалистическая игра " (рисунок в несколько рук)
Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок обязательно отталкиваясь от первого набро­ска делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.
"Волшебные кляксы "
Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа вылива­ется не­много чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разво­рачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие пред­метные изо­бражения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто на­зовёт больше всего предметов.
Игра "Слово-ассоциации"
Взять любое слово, например, батон. Оно ассо­цииру­ется:
- с хлебобулочными изделиями.
- с созвучными словами: барон, бекон.
- с рифмующимися словами: кулон, салон.
Создать как можно больше ас­социа­ций по предложенной схеме.
Ассоциативность мышления можно развивать что называется "на ходу". Гуляя с детьми можно вместе подумать на что похожи облака, лужи на ас­фальте, ка­мушки на берегу.
Игры на развитие диалектичности мышления.
Игра "Хорошо - Плохо"
Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вы­зы­вающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положи­тельные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.
- Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.
- Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен - можно уко­лоться.
- Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается.
Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. На­пример, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.
Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной субъ­ективной оценке (конфеты - хорошо, лекарство - плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1.
Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению "положитель­ных" и "отрицательных" качеств в зависимости от конкретных условий, в кото­рые ста­вятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.
- Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть.
Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно ("драка", "дружба", "мама"). Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, лишь способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.
Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при кото­ром для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объ­ект игры постоянно меняется, получается своеобразная "цепочка". Например:
- Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот;
- Живот болит - это хорошо, можно в детский сад не ходить;
- Сидеть дома - плохо, скучно;
- Можно пригласить гостей - и т.д.
Одним из возможных вариантов игры "Хорошо - плохо" стала может быть ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количест­венных измерений в качественные. Например, конфеты: если съесть одну кон­фету - вкусно и приято, а если много - заболят зубы, придётся их лечить.
Желательно, чтобы игра "Хорошо - плохо" стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время. В нее можно доиграть на прогулке, во время обеда, перед сном.
Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет вы­работка у детей умения чётко формулировать противоречие. Сначала пусть ре­бёнок подбирает к заданным словам обратные по смыслу. Например, тонкий - (?) тол­стый , ленивый - (?) трудолюбивый , острый - (?) тупой. Затем можно взять лю­бую пару слов, например, острый - тупой, и попросить детей найти та­кой объ­ект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. В случае "острый - тупой " - это нож, игла, все режущие, пилящие инструменты. На по­следнем этапе развития диалектичности мышления дети учатся разрешать про­тиворе­чия, используя ТРИЗовские способы разрешения противоречий (всего их более сорока).
Системность мышления
Игра "Теремок"
Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, ка­стрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Сле­дующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если ска­жет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ре­бёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инстру­мент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.
"Собери фигурки"
Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фи­гурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготав­лива­ются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сло­жить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают кар­тинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Пред­меты на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигу­рок где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.
"Нелепицы"
Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой кар­тинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.
















Игры и упражнения на развитие воображения и творческих способностей
«Придумай рассказ»
Каждой команде дается 4 слова как можно меньше связанные между собой. В течение 5 минут необходимо придумать рассказ, объединяющий данные слова в логически связное действие
Примеры слов:
·         грязь, театр, хлеб, ручка;
·         фонарь, лодка, соль, кирпич;
·         молоко, компьютер, зонт, утюг
 «Изобретатель»
 Предлагается придумать несуществующий музыкальный инструмент, изобразить его пантомимой и дать ему название (транспортное средство, предмет мебели, бытовую технику – придумать свойства нового предмета, внешний вид, название).

«Кто о чем говорит?» 
Цель: учить детей составлять диалоги от лица неодушевленных предметов. 
Воспитатель предлагает выбрать предметы в группе и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Например, придумать беседу стола со стулом, или ложки с тарелкой, карандаша и ластика, можно разыграть по ролям.

 
 «Приключения необычного человечка»
Цель: учить детей «придумывать» необычных человечков путем изменения каких- либо частей тела, наделяя их несвойственными функциями,  учить детей составлять сказки на основе этих особенностей.
Детям предлагается ситуация: у человечка нос в виде лампочки, как ему живется, что хорошо, что плохо, что будет, если у него начнется сильный насморк, если лампочка перегорит – как лечиться, и пр. Далее детям предлагается придумать других человечков: в виде чего еще может быть необычный нос? Какова будет жизнь такого человечка. Затем все вместе придумывают приключения необычного человечка.
 «Волшебные свойства»
Цель: учить детей придумывать как можно больше волшебных свойств к определенному предмету, с учетом свойств данного предмета; подбирать название к «новому волшебному предмету», исходя из его новых волшебных свойств.
Дети сидят по кругу. Первый ребенок получает «волшебный предмет» (например, складное зеркальце, желательно красиво оформленное), рассматривает его и придумывает ему волшебное свойство (показывает будущее, показывает дорогу в сказку, превращает в принца или в принцессу того, кто в него посмотрит и пр.),  и название к волшебному зеркалу (зеркало предсказаний, зеркало-навигатор, зеркало превращений). Затем передает предмет следующему участнику.
«Волшебные вещи»
Цель: учить детей придумывать новые волшебные предметы, которые не встречались в сказках, учить связывать название волшебного предмета с его свойствами, подбирать волшебные свойства к предметам с учетом их  основных не волшебных функций
 Вместе с детьми вспоминаем волшебные предметы из сказок, разбираем,  как они были созданы: скатерть обычная – скатерть самобранка, сапоги обычные – сапоги-скороходы и т.п. Затем перечисляем обычные предметы и вещи, которые окружают нас в повседневной жизни. Описываем основные свойства и функции предмета и придумываем новые волшебные функции и свойства. Возможные предметы для превращения – сумка, кошелек, расческа, платье, конверт, стул, авторучка и пр. Пример: обычная сумка для того, чтоб складывать вещи – волшебная сумка для того, чтоб можно было сложить бесконечное множество вещей, безразмерная внутри и маленькая снаружи, обычные очки – чтобы лучше видеть – волшебные очки для того, чтоб увидеть невидимку, того, кто в шапке невидимке, сказочных существ и пр.
Игровое упражнение "Если бы..." 
Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования. 
Взрослый  предлагает детям пофантазировать на такие темы, как: 
·         «Если бы я был волшебником, то ...»
·         "Если бы я стал невидимым ..."
·         "Если весна не наступит никогда ..."
·         «Если бы крокодилы умели летать, то…»

"Оживи предмет" 

Цель: развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.
Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта: о чем думает, что бы ей хотелось сделать и пр. 

«Пиктограмма»
Цель: учить детей подбирать схемы к словам, схематично изображать то или иное слово
Ход игры: Заранее заготовить несколько пиктограмм, изображающих различные слова (праздник – «салют», радость –«улыбка», лес – «схема дерева», зима – «снежинка», нельзя – «крестик»,  подарок – «коробка с бантом»).
Ход игры: детям предлагается из набора готовых пиктограмм выбрать нужную к определенному слову, которое называет воспитатель. Затем воспитатель предлагает детям самим создать пиктограммы к разным словам – принцесса, волк, меч, сражение, победа, волшебство, превращение и пр. Каждая пиктограмма обсуждается, анализируется слово и выбирается самый удачный символ для изображения этого слова.
«Говорящие рисунки»
Цель: закреплять умение детей создавать пиктограммы для отдельных слов, учить создавать истории с помощью пиктограмм, учить «читать» по модели, сочинять сказки, рассказы по модели.
Ход игры: «Когда-то давным-давно люди не знали букв и не умели писать, а истории, которые происходили и которые надо было сохранить и запомнить, они рисовали. Такой вид записи называли пиктографией и им пользовались в древних странах - в Египте, Японии и Китае».
- Объясните ребенку, что при таком способе передачи информации рисунки должны быть очень простыми и в тоже - время понятными. Только тогда они будут «говорящими».
- Попробуйте нарисовать начало одной из историй, допустим, такой: «Жили-были дед и баба. Испекли они Колобка, а он убежал в лес...»
- Как видите, запись очень схематична, но полностью отражает все то, что произошло. Придумайте вместе с ребенком, как можно нарисовать историю про Репку и Теремок.
Взрослые предлагают поиграть в нарисованные истории. Выбирают знакомую сказку и дети отражают ее содержание в рисунках-схемах. Затем «читают» истории. Придумывают по схемам свои простые  сказки.
                     
  "На что похоже?" (с опорой на наглядность)
Цель: развивать ассоциативность мышления, учить подбирать предмет, сходный с образцом какими либо качествами (цветом, формой, фактурой, назначением и пр.); учить выделять различные характеристики, качества предмета-образца.
На начальном этапе игры необходим образный материал - разнообразные предметы (сосновая шишка, ракушка, лист дерева, кусочек меха и т.п.). В дальнейшем игра может проводиться только в словесном варианте, то есть без опоры на наглядность.
Ход игры: детям предлагается ответить на вопрос: "На что похож тот или иной предмет?" и аргументировать свой ответ ("Почему?", "Чем?"). Игра может проводиться в форме соревнования. Командам ставится условие - кто назовет больше число вариантов ответа, тот побеждает.
                                "Что общего?" 
     Цель: развивать логическое и творческое мышление, учить сравнивать объекты, устанавливать сходство по нескольким признакам.
Эта игра представляет собой логическое продолжение предыдущей. Необходимы реальные предметы или картинки.
Ход игры: детям предъявляются (или называются) два объекта, между которыми нужно провести сравнение по нескольким признакам. Например, что общего между муравьем и автомобилем? Оба могут двигаться, переносить тяжелые предметы и т.п. Или что общего между самолетом и карандашом? Оба оставляют след (карандаш - на бумаге, самолет - на небе), оба сделаны руками человека, корпус самолета напоминает форму карандаша и т.д.
                               Игра “Реклама” 
Цель: развитие творческого воображения, развитие умения устанавливать связь между свойствами, качествами предмета и возможными его функциями, развитие умения посмотреть по-новому на хорошо знакомые предметы.
Ребенку дают бросовый никому не нужный предмет, на основе которого он должен «изобрести», придумать,  что это такое и представить как минимум 5 новых необычных способов применения этого предмета. Предлагаемые предметы:
·                    пустая консервная банка;
·                    перегоревшая лампочка
·                    лопнувший воздушный шарик;
·                    катушка от скотча;
·                    крышечка и пр.
                       
                  Игры на развитие сказкотворчества
«Заколдованное место»
Цель: научить детей подбирать нетипичные свойства к выбранному объекту, представлять и объяснять их, составляя новый текст сказки.
Воспитатель предлагает выбрать сказку, определит  место и время происходящего, выбрать какой-либо момент, ситуацию. Детям дается задание: придумать необычное свойство для данного места, которое помогло бы герою сказки. Для этого дети называют два предмета и перечисляют их свойства, которые потом переносят на место действия в сказке. Дети рассказывают текст сказки, полученный на основе измененного места. Например: Красная Шапочка идет по лесной тропинке и встречается с волком. Лес, взял свойства лампочки, стал светящимся, ослепил волка и спас Красную Шапочку.

«Закончи сказку»
Цель: учить придумывать различные варианты окончания сказок.
 Воспитатель рассказывает детям начало какой-либо сказочной истории или знакомой сказки до того момента, пока не появятся все герои, и не возникнет проблемная ситуация. Детям предлагается продолжить сказку, придумать новое окончание, схематично изобразив его.
  
«Старая сказка на новый лад»
Ход: учить детей менять свойства известного героя и выстраивать новый вариант его действий.
Воспитатель предлагает выбрать сказку, определить героя, перечислить его характерные особенности. Детям дается задание: придумать необычное свойство для данного героя. Для этого дети называют два предмета и перечисляют их свойства, которые потом переносят на героя. Дети продумывают новый текст сказки.

«Сказка переехала»
Цель: учить определять место и время происходящего, подбирать необычные места и время действий для знакомых героев.
Ход: Воспитатель предлагает вспомнить знакомые сказки и назвать место и время действия происходящего. Выбрать одну из сказок и переселить сказку (ее героев) в другое время и место. Дети должны описать, как изменится сюжет сказки, зарисовать ее или изобразить схематично. Например: Жили старик со старухой у синего моря...  в наши дни на курорте. Что будет просить старуха? Колобок живет на 10 этаже с лифтом.

 «Изменение ситуации в знакомых сказках»
Цель: учить детей менять некоторые события в сказке и выстраивать новый вариант развития событий.
- «Давайте сделаем так, что когда Золушка убегала от принца, у нее потерялась не туфелька, а что-то другое. И по этому чему-то другому принц также нашел ее».
Что же потеряла Золушка, а как ее нашел принц?
Это может быть кольцо, поясок от платья или что-то другое.
- «Посадил дед не репку, а...» Что?» Рассказываем новую сказку.
- «Испекла бабка не колобок, а...» Что?»
Затем подводим детей к самостоятельному изменению сказки и рассказу новой.
«Сочиним сказку с помощью вопросов»
Цель: научить детей связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и действия,  закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка), формировать умение передавать специфику сказочного жанра.
Ход игры: Предложить небольшой группе детей сочинить сказку (историю) с помощью вопросов. Ведущий задает вопрос детям, ответ на который «находит» по очереди какой-либо ребенок. Ответы постепенно собираются детьми в единую сюжетную линию. Дети придумывают названия, производят оценку и выбирают наилучшее, и рассказывают составленную сказку. Примерная цепочка вопросов при составлении сказки с детьми младшего возраста:
1.     Жил-был...кто?
2.     С кем он дружил...?
3.     Пришел злой ... кто?
4.     Кто помог друзьям спастись?
Примерная цепочка вопросов при составлении сказки детьми старшего возраста:
1.     Жил-был... кто?
2.     Какой он был (какое добро умел делать)?
3.     Пошел гулять (путешествовать, смотреть)... куда?
4.     Встретил злого... кого?
5.     Какое зло этот отрицательный герой всем делал (или умел делать)?
6.     Был у нашего героя друг... кто?
7.     Какой он был? Как мог помочь главкому герою?
8.     Что стало со злым героем?
9.     Что наши друзья стали делать?









Комментариев нет:

Отправить комментарий